Официальный сайт организации дополнительного образования

МБУ ДО ДДЮТ "Планета талантов" 



Л. Г. Кузнецова. Воспитание ребёнка в русских традициях

В последние годы много говорят о потере духовности среди молодежи. В семьях все меньше и меньше не то что совместно с детьми ведут домашние дела, но и разговаривают с ними очень редко. Поэтому перед дополнительным образованием особо актуально встала проблема общения с учащимися и приобщения детей к культурному наследию нашего народа. Одним из направлений народного творчества является рукоделие.

Шитье и вязание – это те древнейшие виды народного творчества, которые из-за своей доступности и востребованности сохранились до сих пор и широко еще распространены среди населения, несмотря на изобилие готовых вещей в магазинах. Изготовление кукол и одежды для них своими руками дает стимул к творчеству, развивает фантазию и кругозор. В старину девочки с семи - восьми лет начинали овладевать навыками вязания, шитья, прядения. Эти навыки нужны были ей, чтобы во взрослой жизни она могла одевать себя и всю свою семью.

В наше время такая необходимость отпала, тем не менее к женщинам, умеющим шить или вязать большинство людей относится с уважением. Да и сами эти женщины чувствуют себя уверенней, эмоционально полней. Такую уверенность дает им творчество. В свободное время им есть чем заняться, а для некоторых шитье становится профессией.

В ЦДТ я веду объединение «Нарядная кукла», где девочки учатся основам шитья и вязания. Моделью для одежды взята кукла Барби, так как она есть у всех девочек и несмотря ни на что стала и является всенародной куклой. Но это не мешает нам моделировать и шить русские народные костюмы для нее. Также девочки учатся сами изготавливать (шить и вязать) кукол. В процессе изготовления кукол и народных костюмов девочки знакомятся с традициями и обрядами, существовавшими в старину. Мы много говорим на уроках о предназначении женщины, о ее роли в семье.

Основные цели своей работы я вижу в следующем:

1. Нравственное воспитание девочек;

2. Ориентация детей на традиционные духовные ценности;

3. Приобщение к народной культуре;

4. Обучение традиционному рукоделию.

Чтобы выполнить поставленные цели, я ввела в свою программу как практический, так и теоретический курс народного творчества.

Теоретический курс включает в себя: знакомство с ролью и назначением традиционной куклы, принципы обучения детей труду, приучение к труду девочки, приобщение к ремеслам.

На практике девочки учатся изготавливать традиционную куклу из ткани и пряжи, шить костюмы в народном стиле.

Кукла – игрушка – человек – требует особого разговора. В традиционной кустарной кукле и по сей день сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого.

Архаическое отношение к кукле запечатлено в старинных сказках. Василиса Прекрасная, чтобы справиться с невыполнимой работой, обращается за помощью к куколке, и та помогает ей совершенно по сказочному.

В русской культуре отмечены случаи, когда рано вышедшая замуж молодуха уходила в семью мужа со своими куклами, и ей разрешалось в свободное время играть ими.Продолжалось это, как правило, до рождения первого ребенка.Считалось,что девочка должна «доиграть» в куклы.Ведь старинная и вечно новая игра «в дочки –матери» не только учила девочку выполнять необходимые простые действия (надевать одежду, мыть посуду, застегивать пуговицы и завязывать ленточки, накрывать на стол, укладывать спать и т.д.), но и помогала ей усваивать распределение ролей в семье, овладевать системой поведения в разных ситуациях, правилами этикета, умением вести диалог.

Тряпичные куклы известны всем народам,они имелись в каждой семье, где были дети, особенно девочки.

Обычно первую куколку делали малышке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялось, так как девочка получала необходимые ей навыки шитья, вышивания; училась, играя, пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами.

Ребенка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству в рамках традиционной культуры, но и к принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.

Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего на воспитание человека. Это была целостная, единая педагогическая система, по комплексности воздействий которой на ребенка, по многоплановости и высокой эффективности результатов не имеющая аналогов в современных педагогических новациях.

Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи-восьми лет, когда ребенок вступал в следующую возрастную стадию – отрочество.

Понятно, что ребенок семи - двенадцати лет был еще физически не окрепшим, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была неустойчива и психика ребенка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.
Каждой трудности –по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».
Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придет, в чем ходить будешь?» Это не только приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом. За особо трудную работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребенок давно мечтал. Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверия ребенка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.
Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так не достает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент - одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведем лишь один пример. Когда шел засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки и должны были идти сзади за отцом и ставить вешки. Согласитесь, достаточно скучная для ребенка работа. Разумеется, крестьянин-отец и понятия не имел об «основах организации труда», о том, что монотонная, однообразная работа быстро вызывает утомление, преодолеть которое можно лишь временным переключением человека на другой вид деятельности. И все же он находил самое верное решение: он клал в посевное зерно репку - лакомство, любимое всей ребятней, и время от времени бросал ее вместе с зерном. Найдет ее мальчуган, обрадуется и съест, и работа дальше идет уже в охотку, с азартом.
Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой. Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Все вышеперечисленные педагогические правила часто используются в современных педагогических технологиях и широко используются педагогами в своей работе. Хотелось бы, чтобы и родители знали и не забывали эти правила и больше уделяли внимания своим детям.

Кузнецова Л.Г. , педагог дополнительного образования.