Официальный сайт организации дополнительного образования

МБУ ДО ДДЮТ "Планета талантов" 



Л.А. Торопова. «Этика» как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к миру. Ранние школьные годы – именно тот период, когда складывается направленность личности, ее интересы, склонности. Практическим осуществлением нравственного воспитания в школе занимаются учителя, педагоги, психологи. На уроках, внеклассных мероприятиях, индивидуальных беседах решаются различные задачи, нравственного воспитания. Но при этом, отдавая должное возрастным изменениям, педагоги не всегда уделяют необходимого внимания становления «Я» ребенка, особенно на ранних этапах его развития. И потому положительное воспитательное воздействие, которое время от времени испытывает ребенок, носит достаточно эпизодический характер. Курс «Этика и этикет» как объединение дополнительного образования детей помогает скорректировать ситуацию. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребенка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И это процесс важно сделать желаемым для детей, ненавязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Программа «Этика и этикет» ориентирована на нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Она включает:

- речевую культуру. Как писал известный русский ученый А.М. Пешковский: «Там, где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга»;

- культура общения. Главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке;

- культура внешнего вида. В человеке все должно быть прекрасно...;

- культуру поведения. Поведение определяется тем, что я собой представляю: знания, чувства, отношения к миру, к себе.

Программа курса «Этика» направлена на развитие личностных качеств детей таких, как внимательность, аккуратность, толерантность, дружелюбие, тактичность общения. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей.

Является профилактической составляющей асоциального поведения.

Поэтому достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыгрывание ситуаций, придумывание сказок, сочинение стихотворений. Большое значение имеют вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т.д. Данные занятия проходят в виде сюжетно- ролевых игр. Подготовка детей к взрослой жизни: укрепление здоровья, уважительное отношение к семье, близким людям осуществляется через комплекс упражнений, тренингов, тематических бесед, соревнований.

Структура занятий состоит из последовательных этапов:

Начало занятия. Эмоциональный настрой.

Создание проблемной ситуации по теме занятия. (Использую игровые и сказочные моменты, инсценировки, зачитывание ярких фрагментов художественных текстов).

Работа по проблеме (Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а подводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска).

Игры и упражнения, направленные на развитие общения, самовосприятия, самоощущений, самопознания.

Итог занятия.

В работе с младшими детьми занятия строятся как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. В канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать особенности детей, динамику их нравственного развития.

В качестве оценки эффективности реализации программы используются следующие методики:

- Продолжи предложение ;

- Волшебный магазин;

- Цветик - семицветик;

- Золотая рыбка;

- Если бы я был волшебником и др.

Этические навыки появляются у обучающихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на занятиях. Этому способствует ведение личного Дневника активности, где дети самостоятельно рефлексирует свое поведение.

Так, по методике «Продолжи предложение» в начале обучения по программе было выявлено, у 73% обучающихся завышена самооценка. Вторичная диагностика была проведена в конце года – ситуация изменилась, дети адекватно оценивают свои возможности, процент с заниженной самооценкой снизился.

Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является тот факт, что дети научились применять знания на практике. Так, например, для мальчиков – пропустить девочку вперед, подать верхнюю одежду, снять головной убор в помещении и др. Ребята уважают друг друга, помогают справляться с возникшими трудностями.

Сами дети так оценивают значимость занятий этики: «Занятия этики помогают разобраться в сложных ситуациях», «этика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других», « на этике я учусь быть лучше», «этика – это очень важное и нужное занятие для нас».