Официальный сайт организации дополнительного образования

МБУ ДО ДДЮТ "Планета талантов" 


Осторожно - мультфильм!

Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, еслиначались мультфильмы? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Одним из первых и важных представителей медиа-пространства – мультипликационные фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и не целенаправлен со стороны взрослых. Родители включают детям мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.

Чему могут научить детей современные мультфильмы? Этот вопрос очень важен, поскольку сегодня мультфильмы играют в жизни детей огромную роль.

Во-первых, дети познают окружающий мир в виде образов и ощущений, и анимация языком ярких, захватывающих картинок способна донести до сознания ребёнка множество информации. Какой эта информация будет – позитивной или негативной, зависит отродителей, которые должны взять на себя ответственность за выбор мультфильма и за объяснение по ходу просмотра. Проведя анкетирования детей, мы увидели насколько разные у детей вкусы, но они едины в одном: выбирают и рассказываютзарубежные мультфильмы. Компетентность ребёнка в сфере мультфильмов так же важна, как для взрослых – в вопросах литературы илиискусства. Это своеобразный пропуск в детское сообщество. Не разбираясь в мультяшных персонажах, ребёнок будет чувствовать себя белой вороной в играх со сверстниками. К сожалению, родители ориентируются в мире современной анимации значительно слабее, чем их дети. А ведь именно взрослые отвечают за последствия знакомства ребёнка с мультяшной жизнью.

Не доверяйте незнакомым мультфильмам только потому, что «мультфильмы это для детей». Например, «Симпсоны» и «Масяня» рассчитаны на взрослых. Посмотрите мультфильм хотя бы 2 минуты и подумайте, чему может научиться ребёнок во время просмотра. Нужны ли ему такие знания?

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

*расширение представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

*показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

*формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

*развивают эстетический вкус, чувство юмора;

*мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Мультфильмы - это не только своеобразный показатель социальной адаптированности в детском коллективе, но и стереотип поведения. Мультфильмы, обладая огромной возможностью коррекции поведения, могут таить в себе опасность. Вспомните хотя бы «Тома Джерри», которые беспрестанно колотят друг друга. Можно назвать целый ряд мультфильмов, которые провоцируют бессознательное агрессивное поведение. Дети выбирают себе героев для подражания, перенимая от них, наряду с хорошими, множество отрицательных черт. Особых комментариев требуют уникальные способности персонажей.

Помните, ребёнок в 5-8 лет ищет модель для подражания, и то, что происходит на экране телевизора, для него становится сигналом к действию. Мультфильмы о супергероях могут внушить ребёнку желание повторить их подвиги, например, полететь. Это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, может привести к неверию в собственные силы.

Помните, что просмотр мультфильмов – большая нагрузка на нервную систему. Сильные эмоции, которые вызывают мультфильмы, требуют контроля со стороны родителей. Напомним, что в 1997 году в Японии после просмотра «Покемонов» в больницу попало несколько десятков детей с нервными болезнями. Если мультфильм вызывает большое эмоциональное напряжение у ребёнка, он дрожит, плачет – помогите ему справиться с этим, просто поговорите, объясняявсё происходящее. Дети младшего школьного возраста ещё не могут определить, где -правда, а где -ложь. Они слепо доверяют всему, что представлено на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают различать вымысел и правду.

И ещё никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребёнок хочет поговорить с вами, поиграть, почитать, а вы очень устали или заняты, предложите ему игру, в которую он может поиграть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику – только не нажимайте заветную кнопку.

И последнее: мультфильмы несут в себе огромный творческий заряд, поэтому не обязательно просматривать особо полюбившийся мультфильм сотни раз, лучше вместе с ребёнком придумать его продолжение.

На занятиях младших групп своего объединения я часто показываю детям мультики. Тема занятия и мультфильм должны обязательно перекликаться друг с другом. Каждый мультфильм я тщательно выбираю и обязательно просматриваю до конца (предпочтение отдаю советским мультфильмам, хотя объективно говоря, сейчас очень много современных добрых, интересных и познавательных мультфильмов.) После просмотра мы беседуем с ребятами, я задаю вопросы, обсуждаем увиденное и делаем выводы. Задача – получение детьми новых знаний.

Педагог дополнительного образования Назарова Марина Васильевна